Банный дух – сказки или реальность

Важнейший символ русской культуры – это баня. Баня способствовала укреплению здоровья тела и духа и избавляла от недугов. Очень важными и значимыми для наших предков были обычаи, ритуалы и традиции принятия банных процедур. Не многие знают, кто такой банник дух, а ведь народ всегда почитал его и относился к нему с большим уважением. От него зависело, что будет происходить в бане.

Хранитель и хозяин банный дух

Банник – дух бани, живущая в ней сущность, хранитель и хозяин бани. Никто не ведает, откуда возникает эта сущность, но как только строилась новая банька – в ней появлялся и хозяин. Он, как и домовой привязан к конкретной семье и их бане. Он очень любит тепло, поэтому предпочитает прятаться у печки, а когда сердится – перебирается под полок. Раньше все знали, что заходя в баню нужно попросить разрешения попариться, а после поблагодарить банника за пользу и полученное удовольствие. После банных процедур для него оставляли мыло, воду, пар, считалось, что банник заходит в парную только после того, как ее покинули люди.

Для людей банная пора по обыкновению назначалась около 5-7 часов полудня, и разделялась на три очереди. Четвертой очереди люди боялись как огня, считалось, что после трех перемен в бане моются лешие, черти и сами банники. А если кто осмелится в это время париться, то живым не выйдет. Черти его уморят, а люди подумают, что человек запарился или угорел. Это поверье существовало на Руси повсеместно. Все старались покинуть баню в это время, оставляя там кадушку с чистой водой и новый веник.

Банник невидим благодаря шапке невидимке

Ночью никто не осмеливался заходить в баню, ведь это могло разгневать банника. Странник, не имеющий оплаты за ночлег, предпочтет выспаться под кустом, или в стогу сена, но спать в баню не пойдет. Единственным исключением были беглые и каторжники, которые позволяли себе ночлег в бане, зная, что банник им покровительствует.

Запреты на действия, которые могут разгневать банного духа – не только строги, но и разумны. Нельзя было браниться, так как считалось – проклятия, произнесенные в бане, сбываются. Запрещалось громко говорить, смеяться, находиться в пьяном состоянии, торопиться и подгонять тех, кто париться, нельзя было посещать парную с нательным крестом, пить воду, которая предназначается для бани и т.д.

Нарушение правил вызывало появление рассерженного банника, который мог запарить до смерти, защекотать или задушить провинившегося. Карающий банник может явиться в образе знакомых или родственников. Вдруг к припозднившемуся в бане приходит сосед и начинает поддавать жару. От невыносимой жары человек задыхается. Понимая, что это проделки банника, пытается спастись, прогоняя появившегося соседа. Существуют, дошедшие до наших дней, свидетельства тех, кто нарушил правила и испытал на себе наказание банного духа. Как-то один мужик, запоздал в дороге, спешил к празднику. Всю дорогу он мечтал попариться в баньке, но поспеть к банному времени не смог, было уже за полночь. Так умаялся он в пути, что решился истопить баньку. Полез на полок париться, а слезть оттуда подобру-поздорову не может, веники так и бьют по бокам. Насилу еле-еле слез, кинулся к двери, а она крепко заперта. А веники все хлещут и хлещут его. Услыхала жена шум в бане, пытается открыть дверь, та не поддается, в окошко мужа зовет – нет отклика. Голося, позвала на подмогу соседей, те давай рубить двери топорами, а толку нет – искры летят, а не щепки. Выручила бабка-знахарка: дверь святой водицей окропила, прочла наговор и дверь отворилась. Мужик уж был без сознания, насилу его в чувство привели. На Руси поодиночке старались в баню не ходить, и правила посещения – не нарушать.

Перед банником заискивают, стараются получить от него расположение. Поэтому приносят ему угощение – ржаной хлеб, круто посыпанный солью. А когда хотят отнять у него желание и силу вредить – приносят ему в жертву черную курицу. В старину существовало поверье: если выстроил баню, преподнеси подарок банному духу. Черная курица приносилась в жертву, ее удушали и закапывали перед входом в баню. Закопавши, идут из бани задом, все время отвешивая поклоны могущественному и строгому «хозяину».

Черная курица – подарок банному духу

Людям банник показывается крайне редко, так как очень скрытен. Обнаруживает себя только шумом: стукочет, кричит, обливает кипятком, иногда даже кидается камнями. Как истинный хозяин бани он избавляется от неугодных ему людей. Очень любит он попугать – это его обожаемые проказы.

Невидимого духа всегда можно слышать за каменкой, под полоком, в листьях свежих веников. Особенно чутко реагируют на эти звуки роженицы. Их никогда не оставляют в бане одних, с ними неотлучно всегда кто-то дежурит. Все знают, что банник очень любит, когда у него поселяется роженица до третьего дня после родов, а у богатых мужиков и на неделю. Но полностью положиться на банника – никто не рисковал, опасаясь его проказ.

Если банник недоволен местом, где стоит баня – может насылать на семью недуги, которые проходят тотчас, после того, как баню переносят в другое место. Слышать банника – всегда к неприятностям, а видеть – к несчастиям. Его козни злы, а все несчастья, происходящие с людьми в банях, считаются его проделками.

Также все знают, что места, на которых стоят бани, именуемые банищами – места опасные, грязные и поганые. Если по причине пожара освобождалось место, то ни один хозяин не решался строить там избу. Все были убеждены, что банник не даст ни покоя и ни житья, и не помогут никакие закладки-обереги при возведении жилья.

Домовой в бане

Нет существа злее банника и нет его добрее

Если вышел из баньки обновленным – угодил «хозяину». А если вышел больной, с тяжелой головой – что-то сделал не так. Тех, кто нарушает установленные правила поведения, домовой в бане наказывает своим строгим судом. Он владеет баней безраздельно и очень недоволен всяким, кто покушается на его права, даже временно. О болезни, неизвестно отчего начавшейся говорили: «Из бани вынес». Раньше многие считали, что банник невидим благодаря шапке-невидимке. Но, хоть и крайне редко, он все же показывался в виде лохматого голого старика, облепленного банными листьями.

Образ коварного банника, скорее всего, ассоциируется со жгучим жаром, мороком и опасностями, подстерегающими человека в бане. По крестьянским меркам баня – место не однозначное. С одной стороны – смываемая грязь, делает это место нечистым, отсутствие икон, некоторая отдаленность от дома внушает опасность. С другой стороны – крайняя необходимость очищения и обновления тела и души, возрождение к новой, «чистой» жизни.

Перед венчанием в баню идет молодая девушка

Банные процедуры на Руси буднично принимались каждую неделю, обязательно перед праздниками, накануне свадеб, перед родами и по случаю самых значимых событий. Эта традиция идет со времен Древней Руси. Поэтому исконно сама баня с ее обитателями были и необходимы, и представляли опасность одновременно.

По оврагам и косогорам по всей Руси стоят закоптелые и обветшалые утлые баньки, отличаясь от прочих деревенских строений. Они имеют вид зданий непрочных и недолговечных, как будто обреченных на слом, заброшенных и неухоженных. А между тем, эти усталые, задымленные стены слышат первые крики новорожденных детей, вздохи кормильца, который расправил уставшие, натруженные тяжкой работой чресла, смывает трудовой пот, чтобы чистым и обновленным идти на свои бесконечные тяжелые труды. Сюда, перед венчанием идет молодая девушка перед тем, как отдать свою волю в другие руки, здесь она в последний раз грустит перед расставанием с родительским домом.

В некоторые дни в году, определяемые по православному календарю: в Чистый четверг накануне Пасхи, Дмитрову субботу и в понедельник Фоминой недели баню топили для всех предков. Подготавливали баню, приносили чистое белье, испеченный обрядовый хлеб, звали предков и ушедших родственников и с поклоном уходили. Также баню топили на сороковый день после смерти хозяйки или хозяина.

Дух охранитель и знатный лекарь

Русская баня всегда являлась местом исцеляющим. Сделать целым – значит освободиться от всего того, что нарушает целостность души и тела. В бане помыться, что заново родиться. Целебная сила ее в жаре и холодной воде. А банный домовой одухотворяет ее, и как хозяин устанавливает свои правила поведения. На Руси банного домового называли банник, баенник, лазьником, байношко.

Считается, что банник один из самых злобных духов, строго соблюдающий свои установленные правила. Он существо языческое, поэтому христианские средства защиты на него не действуют. Чтобы не впасть в немилость банного духа – его просто не нужно злить. При соблюдении всех правил проведения банных процедур банник наоборот выступает духом- охранителем, лекарем, дает людям свою защиту и оберегает от несчастий. Не зря же народная мудрость гласит: «Нет существа злее банника и нет его добрее». Он частенько защищает убогих, гонимых и преследуемых.

Народное предание рассказывает о том, как банный домовой защитил от «нечисти». Как-то раз в вечерний час на путника напала «нечистая сила». Он не ведал, как спастись от нее. На пути ему встретилась баня, он забежал в нее и попросился: «Пусти, батюшка, на постой, переночевать ночку». Банный дух пустил его к себе, а тут “нечисть” появилась, и давай упрашивать банника: «Отдай нам душу человека». «Не отдам, он ко мне попросился» – был ответ банника. Так под защитой и охраной провел странник ночь, поблагодарил благодетеля и отправился дальше.

Банник заходит в парную после того, как ее покинули люди

Банник давал свою защиту роженицам. Испокон века на Руси роды происходили в бане. Накануне родов женщину переселяли в баню, да и после родов на несколько дней, мать и новорожденного доверяли защищать банному духу. При этом женщину никогда не оставляли одну, боясь похищения и подмены младенца. Поэтому младенца защищали таким способом: надевали красную шапочку или перевязывали ручку красной ниткой. Помимо этого следили, чтобы на лицо новорожденного не падал лунный свет, в колыбель клали обереги и окуривали ее перед сном.

Банный дух

Банный дух всегда считался знатным лекарем. Со всеми недугами и хворями наши предки шли в баню. Они доверяли лечебным способностям «хозяина» бани и верили, что не только целебный пар помогает им. Да и злобный характер его оправдывали тем, что вся грязь, смытая с человека, остается в бане и впитывается духом.

Народные суеверия требовали неукоснительного соблюдения правил обращения с «хозяином» бани. При входе обязательно говорили: «Крещеный на полок, некрещеный с полка». А при выходе из бани непременно пригласить: «Хозяин с хозяюшкой, с малыми детушками гостите к нам в гости».

Зачастую коварный банный дух именовался чертом, анчуткой, шишком, жихарем. В некоторых деревнях, чтобы очистить помещение бани для роженицы, бабка-повивальница бросала по углам раскаленные камни с печки, приговаривая: «Черту в лоб!». Но банник и черт разные персонажи мифологии, так выражалось общее представление о нем как о «нечистой силе». Банники бывают и в женском обличии, их в разных местах называли по-разному: обдериха, баенная матушка, байница, банниха.

Народное поверье гласит о том, что банный дух может предсказывать судьбу. Он не позволяет шутить над собой, но очень любит и обязательно участвует в святочных гаданиях. В дни Святок (7-19 января) девушки гадали на суженого: брали землю из-под девяти столбов, возле заборов, бросали на печь – каменку с приговором: «Байношок, девятиугольничек, скажи за кем замужем быть?»

Ровно в полночь незамужние девицы подходили к открытым дверям бани, завернув подол на голову, и ждали ощущения прикосновения. Если банник касался мохнатой рукой – девушке судился богатый жених, голой рукой – бедный, мокрой – пьяница, а если прикосновения не было – жениха в этом году ждать не стоит.

Практиковалось также гадание с помощью зеркала. Девицы приходили во время Святок в баню, снимали кресты, пояса, расстегивали все пуговицы, распускали косы. Одну девушку ставили в центр круга, а вокруг очерчивали магический круг и поочередно смотрели в зеркало и призывали чертей. Черти должны были показать в зеркале суженого. Такие гадания были очень опасными, так как «нечистый» часто покидал магический круг и губил девушек.

В банях девушки делали приворот на жениха. Из веника выдергивали хворостину, клади на порог, чтобы ее переступил суженый. После этого прилаживали эту хворостину на самое высокое место в парилке, где жар был самым сильным. Считалось, что, после того, как высохнет хворостина – суженый будет сохнуть по девушке.

Видео – банник

Заключение!

Баня с ее духами, которые все ведают, была самым удобным местом для гаданий, а в народных поверьях и былинах была местом, где обучали колдовству и приворотам. И все это при участии банного духа, от которого зависела судьба человека и его семьи.

С духом бани ассоциируют хлеб, которым благословляют молодых к венцу. Он так и называется «банник». Два столовых прибора, зажаренная птица, соль и сам «банник» заворачивают в скатерть, зашивают нитками и передают свахе. На следующий день скатерть расшивается, и это угощение молодые едят после выхода из бани, только вдвоем, и без присутствия посторонних.


Если вам понравилась статья, то вы можете поделиться ей с друзьями или занести в избранное. Кроме этого, вы принесёте существенную пользу для этого сайта. Спасибо!

0
Отзывов нет.

Ваш комментарий

Введите своё имя и адрес электронной почты и оставьте комментарий ниже.
Ваше имя
Комментарий